Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Культура Древней Индии Тантры Культура Античного мира. Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Первобытное общество и проблемы протоцивилизаций

Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.

  Проблемы возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Искусство живописи эпохи неолита и другие искусства. Система мироздания в представления первобытных людей.

Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. «Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему».* Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному — человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека — воспроизведенный антропологами вес и объем мозга или внешность и походку человека; а может быть — умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня — на рубеже XXI в. — радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.

Памятники нижнего (раннего) палеолита.

Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда.

Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс. лет до н. э.).

Мезолит (среднекаменный век, 12—8 тыс. лет до н. э.).

Неолит (новокаменный век, 8—3 тыс.лет до н. э.).

Эпоха бронзы (3-2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.

К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.

Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX в. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомохабилис» («человек умелый»).

Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» — питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.

Основные  области распространения культур верхнего (позднего) палеолита.

Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.

Оленей загоняют на цепь охотников, вооруженных луками. Рисунок из пещеры Лос Кабальос ( Испания). Верхний пелеолит.

Около 40—35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец (« хомо сапиенс » — «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мосткам» кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.

Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40—33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» — это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.

Олени. Нолихромная живопись из пещеры Фон де Гом (Франция). Палеолит

Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых — столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Это может быть религиозная рознь, стремление автономий приобрести независимость, борьба финансовых групп. Исследуя мотивы подобных конфликтов, всегда можно найти различия духовных ценностей у конфликтующих сторон, ибо в противостояние вовлекаются группы людей, воспринимающие чужую культуру как нечто враждебное, а способствуют согласию те, которые понимают равноценность любых проявлений духовности и культуры.

Культура как предмет исторического исследования. Методы и подходы. Духовная и материальная культуры — это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому историческое постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом.

Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики).


Этруски и становление древнеримской культуры